Новости

Заседание Ученого совета Московского университета

Под председательством ректора МГУ академика В. А. Садовничего в Ломоносовском корпусе состоялось заседание Ученого совета МГУ.

В начале своего выступления по теме «Научные достижения МГУ в годы Великой Отечественной войны» ректор отметил, что этим докладом «мы еще раз возвращаемся к нашим победам, к нашим потерям, к нашим достижениям, еще раз кланяемся тем, кто победил, кто с нами работал, кого, к сожалению, с нами уже нет». Виктор Антонович рассказал членам Ученого совета о возложении цветов к мемориалам Московского университета, состоявшемся 22 июня — в День памяти и скорби, напомнил о научных достижениях ученых университета в годы войны. В первой половине 1940-х, несмотря на эвакуацию и все трудности военного времени, в МГУ было защищено более 400 диссертаций, а в 1945 году прошли первые «Ломоносовские чтения». Как подчеркнул ректор, память о той войне будет жить всегда в наших сердцах, Московский университет свято хранит эту память: в этом году в МГУ уже прошло свыше 400 мероприятий, приуроченных к юбилейной дате — 80-летию Великой Победы, и этот список еще будет пополнен.

Во второй части заседания ректор и члены Ученого совета обсудили вопрос разработки и реализации Стратегии развития образования Российской Федерации. Говоря об этом, академик В. А. Садовничий отметил, что эта тема «имеет стратегический характер и определяет наши задачи и приоритеты нашей работы на ближайшую перспективу». В новой системе высшего образования России будут установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование; специализированное высшее образование; аспирантура (адъюнктура). На уровне высшего образования предусматривается реализация образовательных программ высшего образования, а также (по отдельному перечню специальностей) интегрированных программ высшего образования. На уровне специализированного высшего образования — реализация программ магистратуры и ординатуры.

В апреле 2025 года Президентом Российской Федерации поручено Правительству обеспечить допуск к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки и специальностям в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологий и технических наук и успешно освоивших педагогический модуль (получивших дополнительно педагогическую квалификацию). Основа такого модуля в МГУ разработана, в ближайшее время начнется его внедрение на факультетах. Также вузы ждут изменения приема на платное обучение, часть из которых внедряется уже в текущую приемную кампанию.

В.А. Садовничий рассказал, что в соответствии с Комплексным планом мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года Московским университетом разработаны новые Концепции развития математического, химического и биологического образования. МГУ является соисполнителем по девяти пунктам Комплексного плана.

Возвращаясь к Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2036 года, ректор проинформировал коллег о том, что представленный проект уже получил тысячи замечаний. В частности, В. А. Садовничий предложил закрепить в качестве ключевых принципов национальной системы образования фундаментальность, междисциплинарность, практикоориентированность, гибкость, единство образовательного пространства. Цель Стратегии — развитие национальной системы образования, обеспечивающей высокое качество развития и самореализации всех и каждого, воспитание патриотов страны, социально ответственных личностей, обеспечение гуманитарного и научно-технологического лидерства России. В Стратегии предусмотрены 12 задач и приоритетных направлений развития системы образования до 2036 года, а реализации предполагает два этапа.

Принципиально важно, что в привязке к стратегическим документам развития страны формируется и новая научно-образовательная стратегия МГУ. Для ее разработки созданы рабочие группы по образовательным и научным направлениям, в состав которых вошли свыше 60 ведущих ученых университета. Экспертами сформулированы свыше 100 новых научно-исследовательских тематик и более 300 новых образовательных программ, отвечающих национальным приоритетам развития. Развитие МГУ предлагается сконцентрировать вокруг 4 базовых научно-образовательных направлений: «Человек», «Общество», «Земля» и «Технологии».

В завершении своего доклада ректор информировал членов Ученого совета о том, что в начале июня 2025 года государственную поддержку получил Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта, созданный в МГУ имени М. В. Ломоносова. Программа реализуется в рамках Федерального проекта «Искусственный интеллект» Национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».