МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.
Наука МГУ – фронту
Парашюты от ученых МГУ
Накануне войны в связи с разработкой теории парашютов университетские ученые столкнулись с проблемой обтекания жидкостью или газом тел с просачиванием через проницаемую поверхность.

Эта проблема позднее породила новую область гидро- и аэромеханики. Соответствующие исследования, как теоретические, так и экспериментальных, начал тогда один из самых молодых ученых университета Халил Ахмедович Рахматулин. За 1940 г. в числе наиболее выдающихся упоминалась работа, выполненная доцентом мехмата Xалилом Рахматулиным по исследованию аэродинамики парашюта.

В 1943 г. разработанная им теория парашюта была защищена в качестве докторской диссертации. Теория позволяла выявить зависимость коэффициента сопротивления парашюта от его конструктивных параметров, определить напряженное состояние купола парашюта и предложить эффективные способы упрочения купола и уменьшения его напряжения.

Благодаря исследованиям аэродинамических свойств и прочности парашютов, которые провёл Рахматулин и его коллеги, в военные годы были разработаны, внедрены в производство и нашли широкое применение на фронте несколько новых видов парашютных конструкций.
Психологи МГУ в военных госпиталях
О работе университетских психологов в военных госпиталях вспоминала профессор Блюма Зейгарник:
«Я работала в группе психологов, в которую входили Александр Лурия, Соломон Гелерштейн, Сергей Рубинштейн, Эдгар Бейн, Олег Кауфман, Филипп Басин, одно время с нами работал Александр Запорожец.
Наша работа велась по трем направлениям. Первое — это восстановление речи. В нейрохирургический госпиталь попадали бойцы, получившие черепно-мозговые ранения. Многие из них теряли речь. Второе — восстановление нарушенных движений. Третье — восстановление работоспособности".

Психологи должны были искать быстрые и эффективные решения в лечебной практике. «У многих бойцов, которые получили тяжелую контузию, — рассказывала Блюма Зейгарник, — развивалась глухонемота, они переставали говорить. Ни отоларингологи, ни невропатологи не могли определить механизм этого явления. Как показали исследования, эта глухонемота была реакцией на тяжелый стресс.
Очень трудно было выводить раненых из такого состояния, но психологам это удавалось. Многие из бойцов, у которых были повреждены определенные области мозга, не могли, скажем, поднять руки из-за поражения нервов. Специалисты (Александр Запорожец, Соломон Гелерштейн и Сергей Рубинштейн) придумали действенный метод восстановления движения, который назывался предметным движением.

Бойцы начинали, к примеру, работать здоровой левой рукой, а правая больная как бы притягивалась как помощник. Больные должны были что-то строгать, чинить, шить и т. п. Предметное движение, а не просто гимнастика, позволяло восстанавливать движение больных.

Конечной целью психологов было восстановление работоспособности раненых. Многие из них до войны не успели приобрести профессии. Таких в госпиталях специально обучали слесарному и столярному мастерству, шитью. Самое главное, что при этом удавалось воодушевить человека, поднять его самооценку, самоуважение. Больные видели, что, несмотря на тяжелое ранение, они могут приобщиться к общественно полезному труду".

Преследуя практические цели, работы университетских психологов военных лет были в то же время направлены на принципиальное решение одной из фундаментальных теоретических проблем — проблемы функционального развития.

Были изучены процессы формирования координации движений конечностей, анатомически «переделанных» хирургическим вмешательством, процессы восстановления утраченной чувствительности и др. Результаты исследований были отражены в многочисленных публикациях, в том числе в монографии Алексея Леонтьева и Александра Запорожца «Восстановление движения. Психофизиологические исследования восстановления функций руки после ранения» (1945).

Эти публикации являлись важным пособием в деле практического восстановления бое- и трудоспособности бойцов и офицеров Советской Армии.